Latest posts by Aliq Media (see all)
- Баку-Тбилиси–Карс в режиме постоянного ожидания - 23/03/2018
- Кто угрожает Ираклию Гогия, Марте Чвижба и миру в Грузии? - 13/03/2018
- Здание театра Адамяна снесут, чтобы построить новое - 01/03/2018
В селе Гумбурдо (груз. Кумурдо) Ахалкалакского муниципалитета бережно сохраняют исторические жилища, традиционные ода, где жили армяне Ахалкалаки.
Бесконечно распластались горные пейзажи и рыжие поля собранной пшеницы и сена, зеленые леса и, закрашенное цветом неба, озеро Зрес. Красота природы отвлекает от длинной и находящейся в ужасном состоянии дороги, ведущей в село Гумбурдо.
Гумбурдо – один из самых интересных и красивых сел Ахалкалакского муниципалитета. Село расположено на высоте 1740 м. над уровнем моря, хозяйские угодья местами резко режет обрыв, стоя у которого можно увидеть историческую Вардзию Аспиндзского муниципалитета.
Гумбурдо известен не только красивейшими пейзажами природы, но и тем, что здесь находится одна из древних и спорных церквей Грузии, тем, что здесь же находятся останки святого, которые со святостью охраняют и почитают местные жители. Гумбурдийские считаются одними из тех общин, которые максимально сохранили традиции армян Ахалкалакского муниципалитета. Не зря здесь сохранилось самое большое количество традиционных старых комнат – ода. Как объяснили нам в селе ода означает жилище. “Мы на турецкий лад называли “язлх”. Это комната, где люди спали”.
Самой старой ода в Гумбурдо больше 100 лет, она до сих пор сохраняется и используется семьей Варданянов. Когда мы пришли в гости к хлебосольной семье Вардянян, жена Варвара, которую в селе называют Вавар, пекла хлеб в ода, как делает это в течении многих лет.
Большая по тем меркам комната, с деревянным потолком, украшенная рукодельной деревянной резьбой, уникальна и красива. И в разное время дня узоры потолка принимают разные оттенки коричневого. Хозяева своими силами сохраняют древесину от прогнивания, покрывая поверхность бесцветным лаком. Деревянные навесы в свое время служили кроватями, так все члены одной семьи спали на одной “кровати”. Комнату освещает только маленькое отверстие на потолке, создавая интересную историческую атмосферу.
Ода была построена прадедом Тадевоса Варданяна – хозяина дома в 1897 году, после того, как прадед сбежал из Эрзрума. По словам хозяйки дома прадед руководил 7 сёлами. Здесь когда-то жила огромная семья из 40 человек. В те времена такая украшенная и большая ода означала достаток.
“Здесь жили семьи 5 братьев. Каждый где-то жил, кто-то в ода, кто то в хлеву. Но, после все ушли и оставили все моему свёкру, так как он был младшим сыном в семье. Когда я вышла замуж мне было 15, и тогда мы тоже всей семьёй жили здесь. Нас было 9 человек. Мы так жили 12 лет. Потом во дворе построили дом и переехали уже туда. Я своих детей здесь вырастила. Знаете, не было трудно. Здесь спали мы, на той стороне свёкр и свекровь, а дети где-то здесь, пока дом не построили. У нас был тонир, и еду мы готовили там. Я когда вышла замуж буржуйки уже были, но до этого отопления не было, и люди зимами согревались от тепла домашней скотины, хлев рядом был”,- рассказывает Варвара Вардянян, продолжая месить тесто для хлеба.
Варвара, рассказывая, показала нам печку, фасадный украшенный камень которой, она – 15-летняя невестка дома случайно нашла под толстым слоем гипса, которым придавали чистоту и уют в те времена.
“Раньше к нам в оду много гостей приходило посидеть. Приходили старики и с моим свёкром сидели, играли в карты, в нарды и другие игры, разговаривали, согревая ноги у этой печки. А печку я нашла случайно. Я когда только замуж вышла, был новый год, и я за три дня начала убираться, как принято у нас. Убиралась и случайно нашла эту печку, которую моя свекровь замазала под толстым слоем гипса. Она знала про неё. Там был черный камень, где была резьба. Мы нефтью почистила, потом закрасили в разные цвета с сыном моей золовки. Там два льва. Свёкр этих львов, что изображены на печке, назвал Аслан и Хаплан. А над ними канатоходец на канате”, – рассказывает Варвара Варданян.
Уникальны в этом Ода были и убранства, глиняные кувшины и чайники. Кувшины своими руками сделала свекровь Вавар и, для красоты, разрисовала на них узоры мазутом. Такие кувшины можно увидеть и в других комнатах старого дома Варданянов. Там же находится молельная под, сделанным из деревьев, потолком.
Хотя Гумбурдо считается местом, где сохранились больше всего ода, все же жители перебираются в обустроенные и удобные дома. И в основном Ода из жилых комнат превратились в полуразрушенные комнаты или же в хлев, где содержат домашнюю скотину, некоторые используют как кухню.
“Таких комнат уже мало осталось. Это сокровище нашего рода. Из-за этой комнаты мы с мужем остались в селе. Дети все живут в России. Муж отказывается оставить все и уехать к ним. Когда к нам приходят мисавири (гости), они просятся сюда. Хотят здесь спать. Приходят к нам и монахи грузины, хотят, чтобы мы им продали нашу Оду. Когда мы отказываем, они обижаются. Не понимают, что если мы продадим её, сельчане нас сошлют в ссылку из села. Нам за неё очень много денег обещают, но мы не соглашаемся. Старший сын тоже против продажи. Монахи, когда кто-то из-за границы приезжает, привозят сюда оду показывать”, – рассказывает хозяйка дома.
Источник: Jnews.ge